Немножко рыцарских романов вам в ленту х3
Эту запись я хотела начать со слов "Дорогой дневничок, кажется, я влюбилась в Ланселота", но что-то как-то не срослось =D
Кхм-кхм, к чему это я.
Моё знакомство с рыцарскими романами началось давно, я к ним всегда питала некоторую нежность, но - как это часто со мной бывает 8D - читала мало. Так, в тот семестр, когда это было положено по зарлиту, я честно прочитала Ивейна, который "или рыцарь со львом" и.... и как-то всё 8) А, нет, вру, ещё "Персифаля" фон Эшенбаха читала, он замечательный <333 Ну, и Тристана с Изольдой, само собой, но это это уже не совсем то. Начинала "Смерть Артура", но мы на тот момент не сработались. За бортом оказались - "Клижес" (начала, но почему-то бросила), "Эрек и Энида", "Ланселот" и многие другие.
Вот, про Эрека и Эниду я очень много слышала, влюбилась заочно в сюжет, но саму книгу не читала до этого лета. Этим летом всё-таки прочла, получила огромное удовольствие, но - убедилась в том, что главный герой, Эрек, мне вот так же глубоко несимпатичен, как Ивейн (который, как известно, просто сказочный придурок). Рыцарские романы, конечно, не героями хороши, никто и не спорит. Но мне-то это важно!..
Вот, "Ланселота" (Зельеварвар мне свидетель) я собиралась прочитать давно. Тут и в принципе общее образование, и Фейт, который Зеро, и Мельница, которая с Йейтсом - и все дела. Но никак не доходили руки. А тут - нате, пожалуйста, задали на спецсеминаре. Я и обрадовалась! Прекрасный повод наверстать упущенное.
дальше много спойлеровАх, Ланселот! Ланселот меня приятно поразил в самое сердце
Хотела начать не с этого, но так удобнее. Уже с фактической стороны вопроса. Ланселот - это такой человек-загадка. Он появляется, наверное, странице на десятой романа (ну, может, чуть позже), а его имя мы узнаём в середине. Не много не мало - в СЕРЕДИНЕ! Я даже не сразу поняла, что это он появился. Собственно, какой-то рыцарь, прискакал на взмыленном коне к Гавейну и попросил себе другого коня, благо у Гавейна их два было. Ускакал в лес. Далее Гавейн видит, что лошадка мертва (вот, кстати, этот момент я не просекла: он проиграл антагонисту?..), а тот рыцарь вопрошает у мимокрокодила, куда дели похищенную королеву Геньевру, и вынужден сесть в ту самую телегу, в честь которой он Рыцарь Телеги и которая прямо вот символ позора. Телега из действия уйдёт довольно быстро, но эхом будет раскатываться ещё долго.
Насколько я понимаю, тема с безумием Ланселота не отсюда, но он уже тут совершенно не от мира сего. Он может ни на кого не обращать внимания, а просто ехать, погружённый в собственные мысли (так, его в одном эпизоде трижды окликнули, прежде чем напасть. когда таки напали, он отбился, и, такой: "вы чего без предупреждения? О__о"). Прямо романтический герой в хорошем смысле слова. Так и представляется эдакий бледный темноволосый рыцарь с каменной мимикой и с тревогой в глазах. Мне нравится в нём сочетание живости (он очень трепетно относится к своей чести) и скованности (при трепетному отношению к чести скрывает своё имя), которое в любви его к Геньевре проявляется в том, что он любит её страстно и НЕ безмолвно (и не стремится скрыть от неё своё чувство), но совершенно беззаветно и смиренно. К сцене их адюльтера я ещё вернусь, но уже то, как он принимает её холодность после того, как он её спас... (хотела вставить цитату, но поняла, что много).
Ланселот - это, чёрт возьми, персонаж, который в РЫЦАРСКОМ РОМАНЕ с индивидуальной речевой характеристикой!!! Это же просто нонсенс! Меня совершенно покорили его рубленные односложные ответы. К нему обращают целый пассаж куртуазного текста - он в ответ: "Да, давайте =|" (не дословно, но по сути). Вот только один пример:
«Как можно хуже бейтесь вновь,
Коль госпожи моей любовь
И милость сохранить хотите».
И выслушав приказ, воитель
Ответил ей: «Пусть так свершится».
И в тот же миг ушла девица.
(в первый раз на эту же просьбу он ответил не сильно развёрнутей: "Да будет так")
Я в кои-то веки восхитилась - по-настоянщему восхитилась - силой персонажа, в смысле физической. Меня бы, наверное, впечатлил и тот эпизод, где он пересекал Мост Мечей, только я не поняла его фишку х) Но я сейчас конкретно про тот момент, где он оказывается на кладбище и видит будущие могилы для всех артуровых рыцарей. Свою (в смысле, так, чтобы было написано, что это его могила) не видит - ну, оно и понятно, мы же до сих пор даже не знаем, как его зовут х3 Но вместо этого видит мраморный склеп, крышку которого могут сдвинуть только десятеро. Ему говорят: "Не, только десятеро таких, как мы, можем её хоть сдвинуть. Здесь будет покоиться герой, который совершит то-то и то-то". Что же вы думаете? Он её берёт и отшвыривает. Ах, прелесть <33
Ну, и сцена рукопашного боя в одном из приключений тоже совершенно бесценна 8D Совершенно безоружный Ланселот приходит на крики о помощи девицы, которая приняла его в своём замке, и видит там... ну сколько? Ну предположим, пять (по-моему, больше) вооружённых людей. И идёт спасать.
А тот слуга, что промахнулся,
Вооружился, встрепенулся,
Секиру поднял и – вперёд.
Он чаял, ею рассечёт
Впрямь до зубов главу герою.
Воитель был привычен к бою –
Как щит использовал врага,
И поразил того слуга,
Меж выей и плечом попав;
Разрублен плечевой сустав.
И про адюльтер. Это прям Ромео и Джульетта, только круче, потому что Геньевра и Ланселот сговариваются о свидании у окна, и нежно разговаривают (но - ха-ха - чтобы у читателя не создалось, не дай то бог, впечатления, что Ланселот может много говорить, эти диалоги опущены - и слава богу), держась за руки через железную решётку на окне. Но да, страсть невыносимо подтачивает их обоих, Геньевра сетует на эту преграду. Он же отвечает, что если только она, Геньевра, согласна принять его, то решётка его не остановит. И ВЫЛАМЫВАЕТ ЕЁ, КАРЛ. И притом совершенно бесшумно. Параллельно он случайно отрезает себе полтора пальца, в том числе безымянный (я специально пошла и проверила, насколько стара традиция с обручальными кольцами - достаточно стара. с - символика!), но даже этого не замечает, ибо летит на крыльях любви.
Вот. Я не зря упомянула про пальцы, это важно и мотивирует важный поворот в сюжете, связанный с оставлением улик и всеми такими делами.
Дело в том, что Геньевра наутро просыпается в постели, залитой кровью. И тут моё сердечко просто сжалось! Дело не только с сюжетном продвижении, это же тоже просто символично-символично! Что должна была подумать Геньевра, после ночи измены проснувшись на кровавых простынях? Ууу ;__;
Вот. В общем, Ланселот меня совершенно покорил. Мне кажется, я ещё по меньшей мере столько же могу написать, и мне всё будет мало. Потому что Ланселот безмолвен, силён, прекрасен, несчастен. Мне теперь хочется чего-то надрывного про дружбу (ибо с обеих сторон тут может быть только дружба, зато какая!) Ланселота и сестры Мелеагана.
Вот.
Вчера в порыве любовных чувств я про них двоих почитала - и да, там всё сложно и неоднозначно в разных версиях, поэтому я буду творить свой хедканон, как мне вздумается 8D Гиневру нигде (или почти нигде) нормально не описывают, ибо ну зачем же нужно классно описывать эдакую коварную изменщицу. И даже тут - вот именно тут, у Кретьена - всё самое лучшее в ней оставлено за кадром. Что, в принципе, неплохо, потому что можно себе навоображать х3 История знакомства тоже совершенно опущена, загадочность десу.